Автор Тема: Надгробия  (Прочитано 477 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Jaine

  • Проверенный
  • ***
  • Сообщений: 100
  • Карма: +15/-3
  • Если вы умерли, это ещё не значит, что вы поумнели
Надгробия
« : 24 Январь 2018, 21:56:20 »
Не так давно услышала фразу о том что все некрополисты больные на голову и только им может быть интересно всё что связано с кладбищами. А я как раз задумала цикл статей о надгробиях, о том какие они бывают, художественные и не очень. Разместила несколько отрывков на разных ресурсах, люди мне стали писать что это действительно интересно и раньше они о таких вещах не задумывались, а теперь вот стали обращать внимание.
Предлагаю и вашему вниманию небольшой отрывок. Как видите упор сделан на фотографии м минимум текста. Как говориться: лучше один раз увидеть...

Расскажу как возникла эта идея.
Живу я в промышленном пригороде блистательного Санкт-Петербурга, в городе Колпино.  В одном из парков у нас стоял камень. Странный такой камень и ничего на нём не было. Я, когда была маленькая, задавала вопросы, почему он здесь стоит, зачем, для чего. Никто из взрослых не знал. Потому что все они сами были приезжими, лимитчиками, приехали из разных краёв работать на заводе.
Как позже выяснилось, камень этот служил постаментом для памятника В.И.Ленину. Вождю мирового пролетариата, ежели кто не знает.


Но памятник демонтировали в 1954 году. А камень остался стоять.
Сейчас на нём установлен какой-то подозрительный глобус


И вот, иду я как-то по Смоленскому кладбищу и вдруг вижу точно такой же камень. Ну один в один!



Потом ещё такой же. И ещё, только поменьше. Тут начинаю понимать, что в Колпино, в парке стоит самое настоящее надгробие. Выполненное в виде такого вот камня. Видимо, когда-то их делали массово. Тема меня заинтересовала, я стала искать сведения и выяснила, что, действительно одно время были в моде надгробия в виде набегающей волны


И вошли они в моду после открытия памятника Петру Первому.


Выглядят они так:




На таком надгробии может размещаться крест, скульптура, всё что угодно.
Как видите, эстетика некрополя тесно связана с эстетикой города, городской среды. Возможно не все с этим согласятся.
В последнее время появилось много людей, называющих себя экстрасенсами, рассуждающих об "энергетике", и они очень любят напустить туману и внушить страх, говоря о кладбище всегда подчёркивают что это город мёртвых и там всё не так как у живых. Но существование самого кладбища было бы невозможно без живых людей. Именно их вкусами и запросами руководствуются мастера, создавая надгробия. А вкусы горожанина формирует городская среда. Не долго думая он переносит на погост то что наблюдает вокруг себя. Бывает и наоборот: мастер ваяет творение, впечатлившись чем-то на погосте.
Приведу небольшую цитату из книги "Исторические кладбища Санкт-Петербурга: "Любопытно проследить возникновение новых форм надгробных памятников в связи с развитием архитектурных образов эпохи классицизма. Так, первый городской памятник в форме обелиска встал на Царицыном лугу в Петербурге в 1799 г. (обелиск «Румянцева победам», архитектор В. Бренна).

[/i]

К этому же году относится наиболее раннее из известных надгробий этой формы – обелиск А. Литке на Волковском лютеранском кладбище (перенесен в Некрополь XVIII в.)." 


Ну, и пошло-поехало, обелиски стали появляться на могилах.




А с Александровской колонной - обратный случай. Фигура ангела с крестом символизирует Веру, и такие фигуры украшали надгробия раньше чем появился знаменитый столп.








То есть идёт такое взаимопроникновение, некрополь формируется как часть городской среды.

***

Далее я буду рассказывать о том какие ещё бывают надгробия. И начну, пожалуй, с обелиска, раз уж мы про него заговорили.
Обелиск - сужающийся кверху монумент, чаще всего квадратный в сечении. В Древнем Египте обелиски были символами солнца. В переводе с древнеегипетского "обелиск" означает "луч".




В России обелиски часто приземистые, больше похожие на пирамиду. Их ещё называют пирамидальными.


Обелиск может стоять на постаменте. Постамент - это основание, подножие сооружения.


И, разумеется, обелиски можно увидеть не только на кладбищах






***
Позволю себе ещё одну цитату.
Николай Семёнович Лесков писал: «...скромному и истинно святому чувству нашего народа глубоко противно кичливое стремление к надмогильной монументальности с дутыми эпитафиями, всегда более или менее неудачными и неприятными для христианского чувства. Если такая претенциозность и встречается у простолюдинов, то это встречается как чужеземный нанос — как порча, пробирающаяся в наш народ с Запада, — преимущественно от немцев, которые любят "возводить" монументы и высекать на них широковещательные надписи о деяниях и заслугах покойника. Наш же русский памятник, если то кому угодно знать, — это дубовый крест с голубцом — и более ничего. Крест ставился на могиле в знак того, что здесь погребен христианин; а о делах его и значении не считают нужным писать и возвещать, потому что все наши дела — тлен и суета. Вот почему многих и самых богатых и почетных в своем кругу русских простолюдинов камнями не прессуют, а "означают", — заметьте, не украшают, а только "означают" крестом. А где от этого отступают, там, значит, отступают уже от своего доброго родительского обычая, о котором весьма позволительно пожалеть» [Лесков Н.С. Карикатурный идеал // Собр. соч. Т. 10. М., 1958. С. 214-215.].
Сам Лесков завещал отметить место своего захоронения как можно скромнее, но не все мыслят подобным образом и надгробия встречаются весьма помпезные. Знаменитые скульпторы не гнушались работать в этом направлении и, поскольку образование у многих было академическое, мы можем проследить и влияние классицизма, берущего начало в Античности, и Древнего Египта, и многих других культур.

Лесков назвал самым правильным русским надгробием крест с голубцом. Рассмотрим.
ГОЛУБЕЦ (Голбец) - крест с кровлеобразным покрытием; надгробие, напоминающее по форме дом.


Кроме такого скромного креста, к наиболее простой форме надгробия можно отнести плиту.


Ну, как сказать, - простое. На плите, кроме имени и дат, могут встретится символы, которые нашему современнику не совсем понятны или совсем не поняты. Вот здесь мы видим череп. Многие скажут что это символ смерти. Кто-то добавит что это ещё и символ бесстрашия перед её лицом. Но существует апокрифическое предание о том что Голгофа (гора на которой был распят Христос) - это могила ветхозаветного Адама. Череп Адама омывается кровью Распятого, что символизирует спасение и веру в воскресение мёртвых. Череп этот так и называют - Адамова голова.


На надгробиях он изображается внизу, так же как и на крестах


***
Стела - это та же самая плита, только поставленная вертикально.

 


Стелы времён Античности

 


Кроме того, стелой могут называть стоящую вертикально колонну. Вот, например, в каждом городе, которому присвоено звание города Воинской Славы, обязательно должна быть установлена такая стела


Лично я назвала бы эту конструкцию колонной на постаменте.

***
Саркофаг.
Не вникая особо какие химические процессы происходят в саркофагах скажем только, что буквально саркофаг означает - пожирающий мясо, пожирающий тело. То есть, тело должно быть помещено в саркофаг. Так и было в том же Древнем Египте 


или в Риме




В Западной Европе тоже.

Но в России, как всегда, пошли своим путём и стали устанавливать саркофаг просто как надгробие.








Саркофаги бывают сделаны из плит, полые внутри, бывают монолитные, но, как уже говорилось, это надгробия, а гроб с телом находится в земле под ним.
В Западной Европе было модно помещать на крышке саркофага скульптурное изображение усопшего, как будто он спит. Сон - аллегория смерти.




В России тоже есть подобные надгробия   


Но популярными они не стали.
Возможно именно поэтому наши люди упорно видят на Четвёрке Мечей (Таро Райдера-Уэйта) спящего человека, а не надгробную статую




В связи с этим надгробием есть любопытная байка. Рассказывают что молодой офицер заснул то ли на посту, то ли на дежурстве и был застукан на месте преступления самим Николаем Первым. Сейчас невозможно сказать что было раньше:
1. Эта история вдохновила скульптора.
2. Надгробие вдохновило сочинителей историй.
Второй вариант кажется мне более правдоподобным.

***
Уже неоднократно мы упоминали Древний Египет, Грецию и Рим. И уйти от этого пока не получается. Потому что сейчас я буду рассказывать о таком виде надгробий как урна/ваза. Урна и ваза это, по сути, ритуальные сосуды. Наверно, все изучали в школе как готовили к погребению мумии. Сначала извлекали внутренности, печень, лёгкие, желудок, кишки и помещали в специально предназначенные для этого сосуды - канопы


В греко-римском мире, там где была распространена кремация, прах тоже помещали в с ритуальные сосуды - урны. После чего сосуд или закапывали в землю или устанавливали в нишу колумбария или в склеп.

Недавно мне попалась любопытная статистика: на Западе кремируют 90 процентов умерших, в то время как в России не больше 15-ти. Такая вот разница культур. Ну, и масштабы тоже играют роль, сколько у них там земли и сколько в России.
В наши дни урны с прахом тоже или погребают на т.н "урновых участках"


Или помещают в колумбарий. Не все они, увы, выглядят достойно


Ниже показаны надгробия, украшенные урнами. Разумеется, праха они не содержат. Это просто элемент декора.










***
До сих пор мы говорили про урны. Но бывают ещё вазы. Они немного другие.




Бывают вазы-курильницы, вазы-светильники


Вообще, надо отметить что во времена Античности разнообразные сосуды, размещённые на поверхности не содержали праха, а предназначались именно для жертвенных благовонных курений, возлияний и т.п.
До сих пор существует обычай "кормления" усопших. Люди оставляют на могилах еду и напитки. Церковь уж который век безуспешно борется с этими пережитками язычества.

А теперь мы переходим к следующему виду надгробий - жертвеннику.

***
Обычно мы представляем жертвенник как алтарный столик на котором приносят жертву.

 


Когда речь идёт о надгробиях, жертвенником, как правило называют прямоугольный, вытянутый в высоту объем, увенчанный широкой карнизной плитой с треугольными или лучковыми фронтонами и акротериями.

Как-то на одной из экскурсий по Смоленскому кладбищу (да-да, проводятся и такие экскурсии) нам показывали различные "масонские знаки" на надгробиях. В том числе упоминалось, что надгробие в виде шахматной ладьи тоже может указывать на то что под ним покоится масон.


На самом деле вот именно этот памятник числится как гранитный жертвенник.
Глядя на него, можно получить представление как эти жертвенники выглядят.

Ниже показаны  жертвенники с нишей




Разумеется, на жертвенниках могли быть накладные детали из бронзы или иных цветных металлов, которые (разумеется) утрачены.

В нише мог помещаться бюст или та же урна/ваза.

Урна, ваза или светильник может помещаться и на жертвенник

« Последнее редактирование: 25 Январь 2018, 11:01:21 от Кысь »

Оффлайн Кысь

  • Глобальный модератор
  • Завсегдатай
  • *****
  • Сообщений: 2206
  • Карма: +349/-196
Re: Надгробия
« Ответ #1 : 25 Январь 2018, 11:10:28 »
Поправила некоторые изображения, чтобы на них не наезжал текст.

Спасибо за интересный и полезный очерк. Планируете ли продолжать такое рассмотрение надгробной архитектуры? Остались, например, неохваченными надгробия в виде деревьев с обрубленными ветвями или сломанных колонн.
Если хочешь насладиться красотой цветка, его нужно сорвать, взять в руки, затем он начинает увядать в свой самый прекрасный миг. Человек тщеславен, вся эта красота на поверхности, а внутри только мясо, кровь и мясо. Кровь, скверна и тщеславие (с)

Оффлайн Jaine

  • Проверенный
  • ***
  • Сообщений: 100
  • Карма: +15/-3
  • Если вы умерли, это ещё не значит, что вы поумнели
Re: Надгробия
« Ответ #2 : 25 Январь 2018, 14:59:33 »

Да. Задуман цикл статей. Мне самой это интересно.

Вот, хочу показать что происходит с саркофагом из плит, если за ним не присматривать.



Надгробие Добролюбова явно саркофаг монолитный, он не развалится



Кенотаф.
Пустая могила. Или надгробие под которым нет захоронения, нет останков.
По разным причинам устанавливают кенотаф. Например

Это кенотаф, под ним нет могилы Тараса Шевченко. Но первоначально он был похоронен именно здесь, потом останки перевезли и перезахоронили на Украине.
Такая же история произошла с телом сына Сталина. Изначально он был похоронен в Казани, а в 2002 году тело выкопали и перезахоронили в Москве. В Казани остался кенотаф


С Мариной Цветаевой другая ситуация. Её могила утеряна. Сначала там была табличка, что-то вроде: "В этой части кладбища похоронена Марина Цветаева".
А потом сочли необходимым организовать кенотаф


Как видите, кенотафы, не заброшены, к ним ходят, ухаживают. Видимо, это необходимо людям, необходимо чтить память таким вот образом.
« Последнее редактирование: 25 Январь 2018, 16:10:40 от Pirokar »

Оффлайн Хрюн Моржов

  • Знающий
  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 429
  • Карма: +149/-23
Re: Надгробия
« Ответ #3 : 25 Январь 2018, 15:34:34 »
Да. Задуман цикл статей. Мне самой это интересно.

Картинка для одного из направлений поисков, чтобы проследить исторические корни некоторых видов надгробий. Если заинтересует, конечно.
Мой Ангел ушел ...

Оффлайн Jaine

  • Проверенный
  • ***
  • Сообщений: 100
  • Карма: +15/-3
  • Если вы умерли, это ещё не значит, что вы поумнели
Re: Надгробия
« Ответ #4 : 25 Январь 2018, 15:42:24 »
В 2014-м году я посетила Антониево-Дымский монастырь. Он расположен около Дымского озера. Интересна история названия этого озера. Раньше там вокруг были племена язычников, и на берегу озера они сжигали своих умерших. Считалось, чем выше и гуще дым, тем скорее умерший попадёт, куда там у язычников положено.
Вокруг озера было множество языческих захоронений. Это делалось так. Всё что осталось от погребального костра, они собирали в горшок и помещали в небольшой деревянный домик. На берегу озера один такой домик до сих пор сохранился.
Кстати. Откуда пошло выражение "перемывать косточки".
У некоторых язычников был обычай. Раз в год доставать кости своих предков из горшочков или кожаных мешочков и мыть их. При этом полагалось вспоминать умершего, говорить о нём.
Я смутно припоминаю, что слышала об этом обычае в советской средней школе на уроке истории.

Но про Бабу Ягу, на мой взгляд, это домыслы.

Добавлю про кенотаф. Интересно устроена человеческая натура. Многим почему-то нужно помнить своих усопших, и не просто помнить, а иметь место, куда можно приходить для воспоминаний.
Много лет назад, когда я жила в деревне, там в лесу заблудилась и потерялась маленькая девочка. Поиски результата не дали. Спустя какое-то время мать девочки устроила на своём огороде "пустую могилу", ухаживала за ней и всё такое. Это дало повод злым языкам утверждать что ребёнка убили сами родители и закопали в огороде.

Убедительная просьба редактировать предыдущие сообщения вместо того, чтобы добавлять новые.
Предупреждение.
« Последнее редактирование: 25 Январь 2018, 16:13:29 от Pirokar »

Оффлайн Jaine

  • Проверенный
  • ***
  • Сообщений: 100
  • Карма: +15/-3
  • Если вы умерли, это ещё не значит, что вы поумнели
Re: Надгробия
« Ответ #5 : 27 Январь 2018, 16:47:07 »
Тот кто по натуре своей наблюдателен и умеет не только смотреть, но и видеть, наверняка замечал курьёзные моменты. Стоит надгробие, вроде бы 19-й век или начало 20-го, подходишь ближе, а даты-то: середина 20-го уже. Это не обман чувств, это распространённая практика тех лет. Когда хотели особо отметить какого-либо товарища, просто брали красивое надгробие с могилы чуждого элемента или классового врага, сбивали имя и даты и писали новые. Чтоб далеко не ходить за примером, вспомним опять Марину Цветаеву. Когда в 1966 году в Союзе писателей кого-то торкнуло и было принято решение о благоустройстве могилы не нашли ничего умнее чем выделить под это дело монумент с могилы купца-мукомола. Родственники были в ужасе и настояли-таки на более скромной, но без "прошлого" плите.

Надгробия брали не только для переноса на другие могилы, вполне могли использовать их как постамент для памятника видным политическим деятелям. Если помните, с этого я и начала свои заметки, с осознания того что в парке города Колпино стоит надгробие и никто об этом даже не догадывается. Я тогда использовала фразу "утащенное с кладбища". Но. Как выяснилось не всё так однозначно. Всё гораздо интереснее. Мне рассказали, что когда-то в тех местах стояла церковь. Был ли вокруг этой церкви погост и стоял ли там этот камень, ещё предстоит выяснить. Ведь в те интересные времена витала идея о срытии всех кладбищ в черте города и обустройстве на их месте парков отдыха для трудящихся.
Парк отдыха мы сейчас и имеем, но замечаю я что он не особо посещаем, какая бы не стояла погода народу там почти нет.
Для тех кто хочет потренироваться считывать энергии местности по фотографии я прилагаю несколько снимков. 
   

   

Почему я считаю, что возле церкви мог быть и погост? Ни для кого не секрет, что в эпоху царизма мёртвые телеса погребали возле церквей, а особо важных персон и в самой церкви. Во времена СССР с этим было покончено, сейчас подобные обычаи возобновляются. Чем-то отличившихся в глазах Церкви людей хоронят на территории монастырей
      

И в церковной ограде. Например, у нас в Колпино (опять я про него) место погребения деликатно огородили от любопытных глаз кипарисами. Вспоминаем символику кипариса.

Но любой интересующийся может подойти поближе

     

Глядя на эти захоронения, отмечаем сразу что здесь часто встречается крест с голубцом. А сама могила бывает обложена камнями. Скорее всего от этого обычая и появился тип надгробия именуемый горка из камней.


Оффлайн Jaine

  • Проверенный
  • ***
  • Сообщений: 100
  • Карма: +15/-3
  • Если вы умерли, это ещё не значит, что вы поумнели
Re: Надгробия
« Ответ #6 : 01 Февраль 2018, 23:05:38 »
Пилон - (греч. pulwn – ворота, вход): массивные столбы, служащие опорой арок, перекрытий, мостов либо стоящие по сторонам входов или въездов; башнеобразные сооружения с трапецевидными фасадами (обычно украшенными рельефами), воздвигавшиеся по сторонам входов в древнеегипетские храмы.
Опять Древний Египет. Вот они, пилоны храма Гора.


В Санкт-Петербурге тоже есть пилоны. Они так и называются Триумфальные пилоны. Обратите внимание, что на одном из них рельефное изображение Сталина, на другом - Ленина.

Ещё один пример, для наглядности. Памятник Курчатову в Челябинске. В состав композиции входят два пилона.


Это, так сказать, гражданская архитектура.
Когда речь идёт о надгробиях, то пилоном называют форму, похожую на жертвенник, но попроще, с плоским перекрытием. Вот здесь на снимке очень удачно соседствуют пилон (на переднем плане) и жертвенник (за ним).


Если возникает необходимость разыскать захоронение, то, работая с материалами, надо учитывать что нет чёткого разделения пилонов и жертвенников, в одних источниках надгробие может числится как пилон, в других - как жертвенник. Иногда автор справочника может просто указать: такая-то фигура на постаменте, не уточняя какой постамент - пилон, жертвенник, колонна или нечто иное.


Колонна.
Мы уже говорили о том, что и на кладбищах существует определённая мода. В какой-то период времени массово устанавливаются надгробия примерно одного вида. Это было и есть. Колонна, как надгробие, вошла в моду где-то в начале 19-го века. Разумеется это была не просто голая колонна, её помещали на постамент, украшали барельефами или рустом, а сверху устанавливали аллегорическую скульптуру, вазу или урну.
   
К сожалению, многие надгробия сейчас уже утратили свой первоначальный вид
 

На фотографии на переднем плане - колонна с барельефным портретом.
На заднем плане видна колонна с рустом и явно утраченным навершием.


Встречаются колонны со скошенным верхом, как-бы обломанные. Считается что это символизирует прерванную жизнь

Но в наши дни трудно судить, была это задумка скульптора или современные вандалы постарались.

***
Раз уж мы заговорили о символизме, давайте продолжим эту тему.
Хочу показать пару открыток, сфотографированных в музее Владимира.
Судя по всему символом любви служат ландыши и незабудки. 


А якорь - символ надежды. Что хорошо известно тем кто знаком с т.н. колодой Ленорман

А вот сломанный якорь, как раз-таки, наоборот, символ крушения надежд. Может указывать на то, что человек был одарён в какой-то области, умер слишком рано и его талант полностью не раскрылся.
 
« Последнее редактирование: 01 Февраль 2018, 23:48:16 от Jaine »