«Что касается смерти, то ощущать ее мы не можем;
мы постигаем ее только рассудком, ибо от жизни
она отделена не более чем мгновением.»
М. Монтень

«Приучите себя к мысли о смерти…»
М. Зощенко


Действующие кладбища Санкт-Петербурга

Волковские кладбища

Система Волковских кладбищ сложилась в течение XVIII — XX вв. Она включает обширную территорию Православного кладбища, северная часть которого представляет собой музейный некрополь «Литераторские мостки». Площадь православного кладбища — 33 га ( включая 7 га «Литераторских мостков»), лютеранского — 22, 5 га. Волковское православное кладбище находили теперь во Фрунзенском районе и располагается между Расстанной улицей и речкой Монастыркой. (В Московско-Ямской слободе между Литовским каналом и Воковым кладбищем проходила длинная дорога, по которой возили на кладбище покойников. На ней совершался скорбный обряд прощания и расставания с умершим. Поэтому и улица впоследствии стала называться Расстанной ). Свое название кладбище получило от существовавшей во время его основания деревни Волкове, находившейся напротив кладбища за Монастыркой. Волково поле примыкало к кладбищу с юго-западной стороны. Сама деревня Волково существовала задолго до основания Санкт-Петербурга. Первое упоминание о ней есть в писцовых книгах Ижорской земли и датируется 1640 г. Финское название деревни (Сутиила или Сютила), от которого пошло и русское название Волково, родилось от неимоверного количества волков, расплодившихся через несколько лет после основания деревни и нападавших зимой стаями более 30 голов как на отдельно идущих людей, так и на обозы. В 1710 г. указом Петра Первого земли на 10 верст вверх по Неве (русская верста — 1600 м), в том числе и Волкове, были отданы под закладывающийся монастырь Александра Невского. Само же Волковское православное кладбище было устроено императрицей Елизаветой Петровной сенатским указом от 11 мая 1756 г. в то же время, когда для Выборгской стороны было учреждено Иоанно-Богословское кладбище, а для Васильевского острова — Смоленское. Открыто Волковское кладбище для захоронений было для всей Адмиралтейской стороны взамен существовавшею со времен Петра Первого кладбища при церкви Иоанна Предтечи в Московской Ямской слободе (ныне Лиговка в районе Обводного канала), так как Императрице, любившей бывать в Ямской на гуляньях в Семик и Прощенное Воскресенье, не нравилось видеть в праздничный день кладбище, находившееся территориально в непосредственной близости от слободы.

Первоначально для кладбища отвели около 2 000 м2. Отведенное место предписано было отгородить и построить в ограде при заложенном кладбище деревянную часовню. Наконец, к концу лета 1756 г., кладбище было открыто для погребений, а к концу года на нем было похоронено 898 человек. Отсутствие до 1759 г. своего постоянно приписанного к часовне священника не мешало захоронениям, т.к. почти всех умерших привозили либо уже отпетыми в приходских церквах, либо провожали и отпевали в кладбищенской часовне приходские священники. К сожалению, на кладбище почти не отписывалось средств и, в связи с этим, кладбищенские земли не осушали и не благоустраивали. Также не особенно следили и за порядком захоронения, поэтому Волковское кладбище по сей день имеет вид «дикого парка». На нем есть основные дорожки (устроенные позже при реконструкции), а в остальном, наиболее старая из сохранившихся частей кладбища достаточно беспорядочна. До определенной степени это характеризует то время и людей, тогда живших. Места для могил выбирали сами погребающие и, поэтому, копали могилы не рядами, по прямой линии, а без порядка, с пропусками, так, что трудно было проходить между ними, а впоследствии почти нельзя было провести дорожки, не повреждая имеющиеся захоронения. За время, прошедшее с основания кладбища, его неоднократно расширяли. Через кладбище была проведена хорошая дорога. (В общей сложности к 1885 г. кладбище простиралось на 12 верст (русская верста — 1600 м.), было захоронено более 600 000 человек, насчитывалось 8 часовен, около 19 закрытых и открытых павильонов, множество памятников, 3 церкви.

Лютеранское кладбище, основанное в 1773 г., принадлежало к немецким приходам кирхи св.Петра на Невском проспекте и св.Анны на Кирочной ул., а также католической церкви св. Екатерины на Невском. За р.Волковкой располагается Немецкое, или лютеранское кладбище, в которое ныне включены участки старообрядцев и единоверцев; часть территории занимают братские могилы периода Великой Отечественной войны.

Погребения на Волковских кладбищах были официально запрещены в 1933 г., однако в порядке исключения они продолжались, а в настоящее время на православном участке можно похоронить ветеранов войны, участников обороны Ленинграда, имеющих близких родственников ранее погребенных на этом кладбище. Некрополь «Литераторские мостки», существующий, как музей, с 1935 г. — место почетных погребений выдающихся петербуржцев-ленинградцев, имеющих заслуги в области культуры и науки.

Смоленские кладбища

Протока, отделяющая Васильевский остров от острова Голодай (ныне Декабристов), до конца XVIII века называлась Черной речкой. Название р.Смоленки она получила после того, как была построена кладбищенская церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери.

Православное кладбище на Васильевском острове старейшее в Петербурге. Место для погребений у Черной речки между 18 и 23 линиями было определено указом Синода 23 октября 1738 г. Освящение деревянной Смоленской церкви, по которой кладбище получило название, произошло в 1760 г. В 1792 г. эта церковь была перестроена и освящена во имя Михаила Архангела (обветшавшее здание было разобрано после наводнения 1824 г.) К этому времени уже была построена каменная Смоленская церковь, у входа на кладбище, сохранилась в руинированном виде. Территория православного кладбища неоднократно расширялась: от 4,5 га в XVIII веке до 51, 7 га в настоящее время. Захоронения, прекращенные в 1938 г., ныне возобновлены в южной части кладбища, со стороны Малого проспекта.

Общее число погребенных на Смоленском православном кладбище — около миллиона петербуржцев. В годы блокады Ленинграда проходили отдельные и братские захоронения как на территории православного кладбища, так и на противоположном берегу р.Смоленки (на острове Декабристов). На острове Голодай (Декабристов) с 1748 г. было отведено место для Немецкого кладбища, находившегося в ведении лютеранских общин св. Екатерины и св.Михаила. Его территория занимает 7,3 га. Новых погребений практически не производится.

В 1797 г. была освящена небольшая армянская церковь Воскресения Христова, рядом с которой появилось Армянское кладбище. Оно занимает всего 0, 5 га, здесь сохранилось около 200 надгробных памятников XIX-XX вв. На Смоленских кладбищах похоронены многие выдающиеся ученые, путешественники, деятели культуры, сохранились интересные художественные надгробия.

Богословское кладбище

Адрес: Лабораторный проспект, 4

Первое Богословское кладбище появилось на Выборгской стороне в первой половине XVIII века. Оно находилось в полутора верстах от старейшего в городе Сампсониевского кладбища, в местности, называемой «Куликово поле». Там стояла небольшая деревянная церковь Иоанна Богослова (отсюда название кладбища). Церковь была разобрана в 1788 г., но хоронили на этом месте до 1840-х гг. Неподалеку в холерном 1831 г. было устроено кладбище для жертв этой болезни, до того неизвестной в Петербурге. Весной 1841 г. было основано новое кладбище для жителей Выборгской стороны, место для которого выбрали примерно в 2,5 км к северу от старого, упраздненного Богословского. Название перешло и на новое кладбище, хотя церковь Иоанна Богослова построили здесь лишь в 1915-1916 гг. (в 1938 г. деревянный храм разобрали). Несмотря на более чем полуторавековую историю, на современном Богословском кладбище практически не сохранилось надгробий довоенного и более раннего времени. В годы Великой Отечественной войны это было крупнейшее, наряду с Пискаревским, место захоронения жертв блокады. Участки братских могил, отмеченные памятными знаками, находятся близ входа со стороны пр. Мечникова и в северной части кладбища. Наиболее заметные в историческом отношении памятники находятся вблизи Главной и Петроградской дорожек, расходящихся от входа.

Александро-Невская Лавра

Адрес: Площадь Александра Невского.

С 1923 — «Музей-некрополь», с 1932 — Музей надгробных памятников, с 1939 — Ленинградский музей городской скульптуры, с 1969 — современное название.

В составе музея:

  • Благовещенская церковь — усыпальница, 1717-1724 гг., арх. Д.Трезини, Т.Швертфегер;
  • Лазаревская церковь-усыпальница, 1835-1836 гг., арх. Л.Тиблен;
  • Лазаревское кладбище (осн. в 1716 г.) — Некрополь XVIII века;
  • Тихвинское кладбище (осн. в 1823 г.) — Некрополь мастеров искусств — здесь насчитывается свыше 1200 надгробных памятников.

Территория некрополей — 2 га;

Красненькое кладбище

Адрес: проспект Стачек, 98

Кладбище на речке Красненькой (отсюда название), существует с 1776 года. Первоначально здесь хоронили жителей небольших поселений и усадеб вдоль Петергофской дороги, соединявшей столицу с приморской императорской резиденцией: деревень Автово, Ульянка, Вологодской ямской слободы. Кладбище было приписано к церкви св. Петра Митрополита в Ульянке. Лишь в 1901 г. на нем была построена деревянная Казанская церковь, сгоревшая в 1939 г. Кладбище сравнительно невелико (площадь — около 30 га) и в настоящее время является полузакрытым. В основном здесь сохраняются захоронения послевоенного времени. О более отдаленном прошлом напоминают лишь отдельные немногочисленные памятники. У входа сохранилась чугунная плита в память 160 рабочих казенного чугунолитейного завода и членов их семей, погибших во время наводнения 1824 года. Рабочих этого завода, известного в истории русской промышленности, как Путиловский (по имени Н.И.Путилова, выкупившего предприятие из казны в 1868 г.), обычно хоронили на Красненьком кладбище. Традиция сохранилась и в XX веке, когда Путиловский стал Кировским заводом.

Большеохтинское кладбище

Адрес: проспект Металлистов, 5

Правый берег Невы, в месте впадения в нее реки Охты, называется по имени этой реки. На берегах Охты, еще до основания Петербурга, находился шведский город Ниен, разоренный вскоре после взятия русскими войсками 1 мая 1703 г. крепости Ниеншанц. С 1720-х гг. эта местность была отведена для поселения плотников, работавших на судостроительных верфях. Правый берег Охты — это Большая Охта, а левый — Малая Охта. На Большой Охте, при деревянной церкви св.Иосифа Древодела, стоявшей на берегу Невы, в 1727 г. было устроено кладбище. Здесь хоронили не только охтян, но и жителей левого берега Невы. Однако, учитывая, что перевоз через Неву не всегда был возможен, в 1732 г., на случай «штормов и наводнений» было определено место для погребений на левом берегу, «против охтинских слобод». Позднее, в 1773 г. было отведено новое место для кладбища, выше по течению Охты. С возведением там каменного храма св.Георгия Победоносца, кладбище стали называть Георгиевским, а чаще Большеохтинским (на Малой Охте существовали свои кладбища — православное и старообрядческое).

Большеохтинское кладбище стало одним из наиболее крупных городских кладбищ. К концу XIX века его площадь превышала 30 га, ежегодно хоронили до 2,5 тыс. человек. В 1814 г. на кладбище была освящена каменная церковь св.Николая Чудотворца — единственная, сохранившаяся до нашего времени. В южной части кладбища большой участок был отведен для т.н. «единоверцев», старообрядцев, соединившихся с православием: там в течение 1853-1895 гг. было возведено три храма. С Большеохтинским кладбищем были связаны Казанская церковь — родовая усыпальница известных купцов Елисеевых, и церковь Грузинской иконы Божией матери. Все они, включая Георгиевскую, давшую название кладбищу, были разрушены в 1926-1934 гг. Современное Большеохтинское кладбище занимает территорию свыше 70 га. Главный вход — со стороны проспекта Металлистов, в створе Щепетовской (бывшей Георгиевской) улицы, идущей от Среднеохтинского проспекта. В восточной части кладбища, за проспектом Энергетиков, находятся братские могилы защитников Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Кладбище не закрывалось для погребений, и поэтому даже в старейшей части некрополя, близ Никольской церкви, сохранилось очень мало надгробных памятников прошлого века.

Серафимовское кладбище

Адрес: Серебряков переулок, 1

Первое захоронение на Серафимовском кладбище произошло 23 мая 1905 г. В то время местность, называемая Новой и Старой Деревнями, была загородной, петербуржцы выезжали сюда на дачу. На кладбище хоронили местных крестьян, жителей окрестных деревень. Потребность в новом кладбище возникла в связи с ростом населения и теснотой существовавших здесь ранее небольших Новодеревенского и Благовещенского (при одноименной церкви) кладбищ. В 1907 г., всего за восемьдесят семь дней, на новом кладбище возвели деревянную церковь. Во время блокады на Серафимовском кладбище в братских могилах было похоронено больше ста тысяч жителей осажденного города. В настоящее время некрополь, считающийся «полузакрытым», занимает 59 гектаров. С юга на север, к Богатырскому проспекту, территорию перерезает Центральная дорога, в западном направлении от нее отходит Березовая аллея. Вблизи этих основных дорог сосредоточены наиболее заметные памятники.

Новодевичье кладбище

Адрес: Московский проспект, 100

История Новодевичьего Воскресенского монастыря в Санкт-Петербурге начинается в 1740-е гг., когда императрица Елизавета Петровна повелела устроить женскую обитель на месте своего деревянного дома у Смоляного двора. Вскоре в корпусах монастыря разместился институт Воспитательного общества благородных девиц (Смольный институт), существовавший до 1917 г. В 1845 г. монастырь был восстановлен на новом месте: у Московской заставы. Монастырский комплекс включил в единый объем три храма, кельи, трапезные, мастерские, служебные помещения (1849-1861 гг., арх.Н.Е.Ефимов). Почти тремстам жившим здесь монахиням удалось сохранить налаженное хозяйство до 1932 г., когда монастырь был полностью ликвидирован. Пришло в запустение и монастырское кладбище, существовавшее с 1849 г. Некрополь Новодевичьего монастыря соперничал с Александро-Невской лаврой по богатству и благоустройству. Место для погребения в высшем разряде стоило 500 руб., бесплатных разрядов не было. Здесь хоронили петербургскую аристократию, цвет столичного чиновничества, академиков, врачей, юристов, знаменитых художников и актеров. После революции многое оказалось разорено, но погребения продолжались до 1934 г. Всего на территории около 10 га похоронено свыше 25 тысяч человек. Более 200 надгробных памятников представляют несомненный исторический интерес. Главный вход на кладбище — со стороны Казанской церкви. Заметен пустырь на месте разобранной в 1929 г. Скорбященской церкви, называвшейся также «Карамзинской». Она была построена над могилой А.Н.Карамзина. Слева от входа, в северной части некрополя сохранился красивый мраморный саркофаг итальянской работы, выполненный в мастерской генуэзского мастера Д.Карли в 1878 г. Здесь сохранилось довольно много интересных архитектурных памятников в виде часовен и склепов, но все они полуразрушены.

Пискаревское мемориальное кладбище

Адрес: проспект Непокоренных

Основное место массовых захоронений ленинградцев, погибших во время блокады 1941-1944 гг., и воинов Ленинградского фронта. Расположено в северо-восточной части города, в местности, с начала XIX в. называвшейся Пискаревкой — по фамилии землевладельца. В годы войны на пустыри в районе Пискаревки привозили трупы жертв блокады, которые погребались в траншеях братских могил. Общее число похороненных — около 470 тысяч мирных жителей и 100 тысяч воинов. В 1956-1960 гг. на площади 26 га создан мемориальный комплекс, включающий архитектурно-скульптурную композицию и свыше сотни озелененных холмов, отмечающих участки массовых захоронений. Главный вход на кладбище отмечен павильонами-пропилеями, в которых размещена фотоэкспозиция, посвященная эпопее ленинградской блокады. На верхней площадке 9 мая 1960 г. зажжен Вечный огонь. Пискаревский мемориал по традиции предназначен для торжественно-траурных церемоний, проводимых в памятные дни: 8 сентября (день начала блокады), 27 января (окончание блокады), 9 мая (День Победы). Здесь возлагают цветы к могилам защитников Ленинграда официальные гости Санкт-Петербурга.

Преображенское кладбище

Адрес:
Кладбище «Памяти жертв 9 Января» — проспект 9 Января, 4
Еврейское кладбище — проспект Александровской фермы, 66-а

Устройство загородного кладбища по обе стороны Николаевской железной дороги. недалеко от станции Обухово, происходило в 1870-е гг. Старые городские кладбища к этому времени исчерпали свои ресурсы, новых мест для захоронения в городской черте не было. Кроме того, считалось, что хоронить в непосредственной близости от жилья небезопасно в санитарно-гигиеническом отношении. С 1854 г. в Петербурге действовала городская комиссия по устройству кладбищ. В результате ее деятельности в 1871 г., по высочайшему повелению, приступили к устройству двух загородных кладбищ: по Николаевской и Финляндской железным дорогам. Последнее было названо Успенским, и, под названием Северное кладбище, существует до настоящего времени у станции Парголово. Преображенское кладбище, разделенное железной дорогой на православный (западный) и иноверческий (восточный) участки, в конце концов, сформировалось, как два отдельных некрополя: кладбище «Жертв 9 Января» и Еврейское кладбище. 6 августа 1872г. на 10-й версте от Петербурга по Николаевской дороге была заложена деревянная шатровая церковь во имя Преображения Господня, освященная 19 ноября того же года. По ней новое кладбище получило название. Одновременно начались работы по благоустройству кладбищенской территории, окруженной земляным валом. Здесь проложили дороги, прорыли дренажные канавы для осушения почвы, провели озеленение. Православную часть разделили на шесть участков, названных по важнейшим церковным праздникам. Иноверческий участок, слева от железнодорожного полотна, имел римско-католическое, магометанское, лютеранское, иудейское и караимское отделения. У железной дороги была построена платформа для приема погребальных поездов, а недалеко от Николаевского (Московского) вокзала соорудили специальную приемную станцию, от которой по проложенному железнодорожному пути отправлялись вагоны с гробами. Захоронения на кладбище начались 1 декабря 1872 г. Преображенское кладбище было первым в Петербурге, подчиненным непосредственно городской администрации. Уровень благоустройства был значительно выше, чем на старых городских кладбищах и, тем не менее, из-за удаленности этого некрополя от города, петербуржцы избегали хоронить здесь своих родных. Долгое время на Пребраженском кладбище хоронили лишь бедноту, а места, отведенные для дорогих, высокооплачиваемых разрядов, пустовали. С 1887 г. было отведено специальное место для погребения нижних чинов квартировавших в столице военных соединений. На воинском кладбище был сооружен каменный храм во имя святого Александра Невского, существующий до сего времени.

К 1909 г. на Преображенском кладбище было похоронено свыше 250 тысяч петербуржцев. На месте Казанской церкви в 1931 г. по проекту М.Г.Манизера было завершено сооружение памятника над братской могилой восьмидесяти восьми жертв «Кровавого воскресенья» 9 января 1905 года (их прах по этому случаю был перенесен с первоначального места погребения). Нет памятника над другой братской могилой: участников расстрелянной большевиками мирной демонстрации 5 января 1918 года в поддержку Учредительного собрания. В отдаленной части кладбища в 1881 г. были похоронены повешенные террористы, принимавшие участие в покушении на императора Александра II (на этом месте сейчас постройки домостроительного комбината). Во 2-й половине 1930-х гг. сюда же привозили останки жертв сталинских репрессий. Площадь современного кладбища «Памяти жертв 9 января» — около 75 га. Здесь продолжаются погребения, и старых могил, относящихся к XIX-началу XX вв., почти не сохранилось. На другой стороне железной дороги первоначально были отведены участки для иноверцев пяти исповеданий, но со временем всю территорию, площадью около 24 га, заняло Еврейское кладбище. Первыми здесь похоронили в 1875 г. двух рабочих Охтенского порохового завода, погибших при взрыве лаборатории. Двойное погребение соответствует древней иудейской традиции, запрещающей обрекать душу на загробное одиночество.

Кладбище сохраняется, как действующее, и является в настоящее время одним из важных центров духовной жизни еврейской общины. Торжественный и монументальный вид входу в некрополь придают Дом омовения и, главные ворота, решенные в тех же стилевых формах, и старинные надгробия.

Чесменское военное кладбище

Адрес: улица Гастелло, 9

Кладбище было устроено в 1836 г. рядом с Чесменским дворцом (1774-1780, арх.Ю.М.Фельтен), в котором тогда размещался Инвалидный дом для ветеранов Отечественной войны 1812 г., и церковью Иоанна Предтечи. В послереволюционные годы кладбище было полностью уничтожено. В годы Великой Отечественной войны на месте старых захоронений устроили небольшое кладбище воинов, погибших на переднем крае обороны Ленинграда (площадь — 1.3 га), с братскими и отдельными могилами.


Некоторые из не сохраненных кладбищ Санкт-Петербурга

«Я бы хотел поговорить еще о кладбищах,
ведь еще свежи в памяти воспоминания
о варварском разрушении кладбищ,
превращения их в места увеселений:
стадионы, танцплощадки и другое.
Неужели нельзя найти другое место?
Почему нужно отплясывать на костях
своих родителей?! Все это очень сильно
влияет на систему нравственных отношений
человека… Святое чувство к ушедшему
должно присутствовать..»

В. Распутин

По отношению к кладбищам в старину существовал ряд законов, которые и ныне представляются вполне оправданными. Опустевшие кладбища запрещали использовать под пашни, на них запрещалось возводить постройки, без особого разрешения запрещалось выкапывать с закрытого кладбища гробы и тела умерших. Общие кладбища не могли состоять в частной собственности; местные жители не могли использовать территории опустевшего кладбища. Духовное начальство также могло использовать кладбища только по их прямому назначению. К сожалению, эти разумные правила многократно нарушались и в XX веке……

Выборгское римско-католическое кладбище

Адрес: Выборгская сторона, Минеральная ул.

Иностранцы, жившие в Петербурге, всегда имели возможность сохранять религиозные традиции своей Родины. Немцы, англичане, французские и голландские реформаты, шведы, финны, поляки, итальянцы молились в лютеранских, англиканских, реформатских, католических храмах, которые сооружались в столице Российской Империи. Всех иностранцев, не принявших православие, хоронили на особых кладбищах, называвшихся «немецкими». Католики, так же, как и православные, предпочитавшие не смешиваться на кладбище с иноверцами, были лишены в Петербурге такой возможности до середины XIX века: их хоронили на немецких протестантских кладбищах. Лишь в 1856 г. городские власти удовлетворили просьбу католической общины при костеле св.Екатерины на Невском проспекте о выделении земли под специальное римско-католическое кладбище. Это была территория т.н. «Куликова поля» на Выборгской стороне, где в холерном 1831 г. было устроено кладбище для жертв болезни, закрытое вскоре после второй холерной эпидемии 1848 г. Католикам отвели около 10 га к югу от старого холерного кладбища. Территория получила строго регулярный план, с участками, разделенными перпендикулярными дорожками. По проекту архитектора Н.Л.Бенуа в 1859 г. был построен костел, к которому через двадцать лет тот же зодчий пристроил колокольню. Под костелом находилось несколько фамильных склепов. К началу ХХ века все кладбище было заполнено и с 1912 г. захоронения здесь прекращены. Католикам был отведен специальный участок на Успенском (Северном) кладбище. Костел, как приходский храм, продолжал действовать до закрытия в 1939 г. Одновременно началось тотальное уничтожение кладбища со всеми находившимися здесь памятниками. Разоренное здание костела сохранилось, но значительная часть территории бывшего кладбища занята промышленной зоной между Арсенальной и Минеральной улицами.

Крестовоздвиженское (Ямское) кладбище

Адрес: наб.Обводного канала в р-не Лиговского пр.

История этого кладбища связана со слободой, устроенной в 1713 г. по линии старого Новгородского тракта (в районе нынешнего Лиговского проспекта). Здесь поселились «лучшие и семьянистые» ямщики, обслуживавшие дорогу, которая связывала новую столицу России с ее древними городами: Новгородом, Тверью и Москвой. В Ямской слободе в 1718-1719 гг. была построена деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи, а через тридцать лет на этом же месте построили каменную церковь Воздвижения Животворящего Креста. Эта Крестовоздвиженская церковь, перестроенная в середине XIX в., сохранилась до нашего времени. При церкви по царскому указу 19 июля 1719 г. было отведено место для городского кладбища. Площадь отводимого участка составляла около 10 га, так что изначально предполагалось, что здесь будут хоронить не только жителей Ямской слободы, но и всей левобережной, Московской части Петербурга. Плата за погребение не взималась. С 1729 г. за речкой Кривушей (современный канал Грибоедова) при вновь построенной церкви Вознесения Христова в Переведенских слободах было устроено еще одно кладбище (существовало до 1746 г.). Таким образом, ко времени указа императрицы Анны Иоаннов-ны 1732 г., впервые определившего порядок устройства мест погребения петербуржцев, в столице было уже три кладбища: Сампсониевское на Выборгской стороне, Вознесенское и»Предтеченское в Ямской слободе». Последнее считалось уже настолько заполненным («телеса в землю кладутся недалеко, которых уж там положено число великое»), что его оставили лишь для погребения местных прихожан. С 1756 г. началось устройство нового большого городского кладбища у Волковой деревни, получившего название Волковского. Находившееся в километре к северо-западу от него Ямское кладбище было «упразднено». Это означало прекращение погребений. Надгробные памятники продолжали существовать еще долгое время, когда в начале XIX века мимо Крестовоздвиженской церкви прошла трасса Обводного канала.

Сампсониевское кладбище

Время основания первого городского кладбища с точностью неизвестно. Поскольку еще до начала строительства Петербурга здесь жили люди, существовали и кладбища. Строителей Санкт-Петербургской крепости, заложенной в 1703 г., хоронили прямо на Заячьем острове. На Еловом острове (названном позднее Аптекарским) лютеранское кладбище существовало с начала XVIII века до 1756 г. Устройство кладбища на Выборгской стороне началось со строительством деревянной Сампсониевской церкви, воздвигнутой, как памятник Полтавской баталии, происшедшей в день святого Сампсония 27 июня 1709 г. , через пять месяцев после сражения. Первые погребения здесь произошли не ранее 1710 года. Рядом с церковью хоронили православных, а выше по течению Большой Невки было отведено место для иноверческого «немецкого» кладбища, где погребали католиков, лютеран и других иноземцев. Место для погребения предоставлялось бесплатно, кладбище было общедоступным, здесь хоронили как знатных горожан, так и простых обывателей. Некоторые надгробные плиты сохранились в ограде и внутри Сампсониевского собора, перестроенного в камне в 1728-1740 гг. В связи с расширением территории города, Сампсониевские кладбища были упразднены в 1772 г. С течением времени все могилы и надгробные памятники оказались уничтожены.

Митрофаньевское кладбище

В 1831 г. в Петербурге разразилась эпидемия холеры. В связи с этим было устроено несколько холерных кладбищ, отделенных от общих городских. во избежание распространения заразы. Одно из таких кладбищ располагалось к югу от Обводного канала, близ деревни Тентелевка. После окончания эпидемии мещанка Феврония Комаровская, похоронившая здесь своих родственников, обратилась к митрополиту с просьбой построить на этом месте церковь. Разрешение было получено, и в 1835 г. была освящена небольшая деревянная церковь во имя св.Митрофания Воронежского, рядом с которой отвели место для нового городского кладбища, получившего название Митрофаньевского. Кладбище быстро росло, здесь хоронили преимущественно простых горожан, бедные слои населения. Дорогих и монументальных памятников почти не сооружали, в основном на могилах высились скромные деревянные кресты. На кладбище было построено три храма, что указывает на потребность в значительном количестве ежедневных заупокойных служб. В престольные праздники, когда, по русской традиции, совершалось поминовение мертвых, на кладбище собиралось до сотни тысяч родных и близких погребенных здесь петербуржцев. К северо-востоку от православного Митрофаньевского кладбища имелось лютеранское, где хоронили питерских финнов, шведов и латышей. К югу располагалось небольшое старообрядческое Громовское кладбище (сохранившееся до нашего времени). Территория Митрофаньевского кладбища, раскинувшаяся между Балтийской и Варшавской железнодорожными ветками, занимала свыше 50 га. Окончательное и немедленное закрытие кладбища для погребений произошло в 1927 г., через два года была снесена Митрофаньевская церковь. Разорение некрополя растянулось почти на тридцать лет. Еще в 1950-е гг., рядом с устроенным на этом месте вещевым рынком, оставались следы старых могил. Позднее все было уничтожено, и вся территория бывшего кладбища занята промышленной зоной

Кладбище при Вознесенской церкви

Адрес: Вознесенский проспект, 34а

В начале XVIII века к югу от Адмиралтейства, между Мойкой и Глухой речкой (Кривушей, ныне канал Грибоедова) находились Переведенские слободы, где селились строители Петербурга, переведенные сюда из других губерний. Для слободских рабочих в 1728-1729 гг. на берегу Глухой речки была построена деревянная церковь Вознесения Господня. Через три месяца после ее освящения разрешили «при оной церкви быть погребению мертвых телес, понеже та церковь состоит от жилья не в близости». Вознесенское кладбище входило в число семи «погребальных мест», утвержденных в городе указом Анны Иоанновны в 1732 г. Однако уже в 1738 г. это кладбище было упразднено, просуществовав меньше десяти лет. В 1755-1769 гг. на его месте соорудили по проекту А.Ринальди каменную пятиглавую Вознесенскую церковь, уничтоженную в 1936 г. Ныне на этом месте находится школьное здание.


Адреса основных мест упокоения

Название Адрес
Богословское Лабораторная, 4а
Большеохтинское пр. Металлистов, 5
Волковское Лютеранское наб. Волковки, 1
Волковское Православное Расстанный проезд, 7а
Зеленогорское пр. Ленина, 85 (г. Зеленогорск)
Казанское (г. Пушкин) Гусарская, 1
Казанское Караваевская, 16
Киновеевское Октябрьская наб.,16а
Кладбище жертв 9-го Января Обухово, пр. 9 Января, 4
Ковалевское Ковалево (платформа)
Красненькое пр. Стачек, 98
Кронштадтское Кронш. шоссе, Кронштадт
Лахтинское Лахта, Красных партизан, 13
Левашовское Левашово, Горская, 135 (мемориальное)
Никольское наб. Монастырки, 1
Ново-Волковское ул. Салова, 80
Пискаревское Мемориальное пр. Непокаренных
Преображенское Еврейское пр. Александровской фермы, 66а
Северное 3-е Парголово
Серафимовское Мемориальное Серебряков пер., 1а
Сестрорецкое Сестрорецк, Володарского
Смоленское ул. Камская, 24
Шуваловское Выборгское шоссе, 106а
Южное Волхонское шоссе, 1
Санкт-Петербургский крематорий Шафировский пр. 12

Материал взят из исторической литературы, а также с сайтов в Интернете, в частности – ресурсы Реквием.ру и Некрополи Санкт-Петербурга

Viper, 2003 год