Место расположения:

с. Густыня Черниговской области, Украина

История монастыря:

Основан в1600 г. иеросхимонахом Иоасафом, пришедшим с Афона в Киево-Печерскую Лавру. Вскоре по случаю болезни Иоасафа, из Киево-Печерской Лавры для устроения монастыря прибыл старец Исаия Копинский, впоследствии митрополит Киевский. При его помощи монастырю были даны земельные угодья и привилегии владельцем этих мест князем Михаилом Корибут-Вишневецким и его женой Раиной Могилянкой. В1614 г. построена деревянная Троицкая церковь. В1615 г. Корибут-Вишневецкий дал монастырю право владения островом, где стоял монастырь.

В1620 г., при возвращении из Москвы через Украину, Густынский монастырь по приглашению гетмана Петра Сагайдачного посетил иерусалимский патриарх Феофан. В Киеве патриарх, по просьбе гетмана и согласно своим исключительным правом, рукоположил Киевского митрополита Иова Борецкого и еще пятерых епископов. Так была восстановлена высшая иерархия Украинской Православной Церкви. В числе новых епископов был и основатель монастырей на Прилутчине, а затем игумен Киево-Братского монастыря Исаия Копинский. Его рукоположили епископом в Перемышль, но через гонения и преследования Исаия вынужден был вернуться в Киев. Исаия Копинский еще при жизни первого игумена Иоасафа (начиная где-то с1615 г.) в течение двух десятилетий управлял Густынским монастырем, а все настоятели в те годы фактически были его наместниками.

Пожары, бывшие в 1625 и 1636 гг., уничтожили почти все сооружения. В1636 г. монастырь сгорел дотла, «со всей украшением и лепота». Пепелище было настолько ужасным, что монахи решили отстроить монастырь на новом месте. Только за два года (1636—1637) удалось построить Успенскую церковь с трапезной, братские кельи, перенести старую колокольню, оградить монастырь и окопать его рвом.

За поддержку левобережными монастырями народных восстаний против шляхты Иеремия Вишневецкий начал карать не только казаков и крестьян, но и монахов. Игумен Василий с монахами Густынского монастыря, не дожидаясь своей очереди и прихватив все ценное, бежали в Путивль, «в чужую землю Московськую», как записал летописец.

В1639 г. монастырь посетил митрополит Петр Могила и привез с собой нового игумена из Лавры Илью Торского. Митрополит Могила установил крест на месте, где должна быть новая церковь. Он назначил игумена и приказал построить новую большую церковь. На строительство церкви в1641 г. игумен выпросил значительную помощь от молдавского господаря Василия Лупу и от московского царя Михаила Федоровича.

За пять лет монастырь был восстановлен, построена Троицкая церковь.

Густынская летопись рассказывает, что Троицкая церковь стоит на телах трех мучеников. Из летописи узнаем и о трагедии, которая разыгралась в1640 г.: татары из Крыма пришли под самый Киев и только там, получив отпор, пронеслись назад до Перекопа, яростно выжигая на своем пути казацкие села и хутора. Очень пострадали и Прилуки. Когда всё угомонилось, через три дня, путники вблизи монастыря увидели порезанных детей, брошенных на распутье и принесли их в монастырь. Игумена Ильи на то время не было, и кто-то из монахов распорядился похоронить детей в старой келье. А потом об этом и вовсе забыли, и даже отцу-игумену не доложили. Однажды отец Илья во сне увидел трёх детей, которые молились перед Богом, прося милости Божией Густынский обители и ее братии. Игумен рассказал об этом монахам, тогда же кто-то и вспомнил о погребении, их раскопали, найдя тела мучеников-младенцев нетленными и, положив в гробнице-раки, торжественно похоронили посреди монастыря, где началось строительство новой церкви. Над могилой воздвигли алтарь в честь Святой Троицы.

В1648 г. монастырь разрушили повстанцы, но Богдан Хмельницкий взял эту обитель под свою «протекцию и оборону» и обеспечил ее земельные владения, подтвердила также своим универсалом 1655 года.

В1654 г., уезжая из Киева в Москву, Густыню посетил Антиохийский патриарх Макарий с сыном Павлом Алеппским, который оставил превосходное описание монастыря. Особенно высокопоставленных путешественников поразила красота иконостаса Троицкой церкви.

Пожар1671 г. уничтожил Троицкую церковь, колокольню, кельи и бытовые здания. Остались только Успенская трапезная церковь, церковь Петра и Павла. Восстановление началось с игуменского или Варваринского корпуса с кельями, воротами и колокольней. До1672 г. построены новые здания взамен уничтоженных, а в 1674—1676 гг. на средства гетмана Ивана Самойловича было начато строительство новой большой каменной пятиглавый Троицкий церкви, которая существует и поныне.

В монастыре в1675 г., в день Сошествия Святого Духа, был посвящен в иереи будущий митрополит Ростовский Димитрий. Здесь жил Иоасаф Белгородский.

23 мая1675 г. Троицкая церковь была освящена архиепископом Черниговским Лазарем Барановичем. В 1670—1680 гг. монастырю всячески помогали и о нем заботились гетманы Иван Самойлович и Иван Мазепа, прилуцкий полковник Лазарь Горленко, а в 1690-х гг. его сын, тоже прилуцкий полковник Дмитрий Лазаревич Горленко. Монастырь украшается новыми монументальными сооружениями, обогащается новыми владениями. На средства полковника Дмитрия Горленко возвели высокие кирпичные стены вокруг монастыря, построили каменные надвратные церкви ― Николаевскую с запада и Петропавловскую с востока.

В конце XVII в. полковник Дмитрий Горленко, чтобы надежно защитить монастырь, построил вокруг него грандиозные стены с воротами и башнями. Были они с двухъярусными аркадами, внутренними проходами внутри стены и с узкими бойницами. Это была уникальная архитектурная достопримечательность. В1734 г. восточную часть стен перестроили, новые стены декорировали с внутренней стороны фигурными арками. Значительная перестройка стен состоялась в 1754—1756 гг., общая длина их достигала558 метров. Реставрацию их провели в 1850-х гг. Сейчас крепостные стены потеряны почти полностью, строят заново.

Кроме Самойловича и другие гетманы, а также казацкая старшина дарила монастырю земли, села и хутора. В середине XVIII в. монастырю принадлежало более трёх тысяч десятин в Черниговской губернии и более трёх тысяч душ крестьян. Богатством монастырь уступал только Киево-Печерской лавре. Гетман Мазепа построил каменную церковь Успения Богородицы.

В конце XVIII в. монастырь был одним из богатейших в Украине, но1786 г. российское правительство секуляризировал его владения. Екатерина II указом1786 г. перевела монастырь к разряду «внештатных», а потом его и вовсе ликвидировали. После утверждения штатов для монастырей в1793 г. Густынский монастырь был закрыт. Более 50 лет он простоял недействующим, ограждение, здания, церкви были повреждены, полуразрушены.

Восстановление началось в1841 г. сбором средств среди населения Полтавщины. В1843 г. вышел указ Синода о присвоении монастырю 3-го класса, а еще через полгода ― 15 мая1844 г., на праздник, в день Святой Троицы состоялось торжественное открытие монастыря. Но с восстановлением не спешили. Тогда же, в1844 г., настоятелем в Густыню Синод назначил бывшего архимандрита одного из монастырей Санкт-Петербургской епархии Варсонофия. Как отмечает украинский писатель Александр Кониский, «… первым делом таких основателей ― изуродовать в монастыре и в церквях все, что напоминает украинскую самобытность, все, что не подходит под мерку и вкус московско-византийского монашеского деспотизма и аскетизма».

В главной Троицкой церкви уничтожили портреты князя Вишневецкого и Ивана Мазепы, засыпали родовой склеп Горленко, сняли с образов и переплавили драгоценные одеяния с гербами Горленко и Самойловичей. Древние иконостасы и казацкие иконы заменили новыми, заказанными в Петербурге. Вот, что успел за годы своего правления Варсонофий. Однако за это же время он возобновил полуразрушенные церкви, построил колокольню, построил также гостиницу, два флигеля для монахов, хозяйственный двор с амбарами и конюшнями.

28 июня1845 г. на Прилутчине побывал Тарас Шевченко, намереваясь изобразить архитектурные и исторические памятники древней земли.

В том же1845 г. на территории монастыря похоронен генерал-губернатор Малороссии князь Николай Григорьевич Репнин. Впоследствии под Трапезной церковью был устроен семейный склеп Репниных-Волконских. В Троицкой церкви есть склепы Горленковых и Марковичей. В церкви с левой стороны иконостаса находится чудотворная Густынская икона Богоматери с предвечным Младенцем на руках.

В монастыре после возрождения его одна за другой восстанавливались церкви. Все они в какой-то мере были перестроены, модернизированы, некоторые сооружения от этого значительно потеряли, осталась незыблемой и неизменной только главная Троицкая церковь. Архимандрит Нектарий в конце XIX в. восстановил пруд с пятью мостиками, сад возле монастыря, начал декоративный парк вокруг монастырских стен. Были высажены деревья, устроены цветники, аллеи с беседками и удобными скамейками, построена ограда с калитками. Перед монастырем удивляли богомольцев солнечные часы с причудливыми знаками зодиака. Густыня вновь стала местом паломничества и святым местом. Под ее стенами собирались многолюдные ярмарки, икону Густынской Божией Матери торжественно выносили из Троицкой церкви и ставили в часовне посреди ярмарки.

Монастырь процветал до1917 г. 14 августа1920 г. «руководителем» монастыря стал Прилуцкий отдел народного образования, который устроил здесь детскую колонию, просуществовавшую до начала1941 г. Монастырь потерял все права на землю, инвентарь, имущество, урожай, продукты питания. Монахам выдавали лишь скудный паек.

Созданная советской властью ликвидационная комиссия Густынского монастыря стала особенно активно действовать в1923 г. Сергей Евстафиевичу Лубенцову, последнему архимандриту монастыря и братии в количестве 48 человек были выделены звоноверховий дом и сарай, церкви закрыли.

В марте1924 г. монастырь был закрыт, на этот раз надолго. Иконы и резной иконостас XVII в. были изрублены на дрова, В 1930-х гг. было принято решение о полном разрушении Густынского монастыря, но прихожане смогли отстоять монастырь.

В1943 г., при немецкой оккупации, было разрешено поселиться здесь монашкам из закрытого советскими властями Ладанского Покровского монастыря, монастырь вновь возродился как женский. Его возглавила игумения Евстолия. Монастырь разместился в двухэтажном Варвинском корпусе. Богослужение совершалось в Воскресенской церкви. В1958 г. после смерти Евстолии монастырь возглавила игумения Рафаила.

В 1940-х гг. на территории монастыря был размещен психоневрологический диспансер. Самих же монахинь в1959 г., 12 июля, на праздник Петра и Павла, после очередного закрытия Густынской обители, выставили за ворота. В послевоенное время в монастыре жили инвалиды и пожилые люди. Иконы частично были перевезены в Прилуцкий Сретенский собор, а остальные вывез в церковь села Ряшки священник. Позже эта церковь сгорела вместе с иконами. Монастырь до1993 г. был интернатом для престарелых. В1993 г. монашки вернулись, монастырь опять стал действующим.

17 декабря1993 г. состоялась первая Божественная Литургия, освящен престол в Воскресенском храме. Среди монашек немало достаточно молодых, до тридцати лет, причем у многих дипломы вузов. Сегодня Густыня полностью обеспечивает себя всем необходимым.

За последние 20 лет восстановлены Свято-Троицкий собор и Николаевская церковь, отреставрированы колокольня и ограждение монастыря. В1994 г. восстановлена Воскресенская церковь, в1997 г. Троицкая, в1999 г. Николаевская, в2000 г. Петро-Павловская церковь. К торжествам по случаю 400-летия обители написана большая икона.

В монастыре53 газемли, есть животноводческая ферма, птицеферма, есть мини-пекарня, своя сельхозтехника. При обители действует детская воскресная школа, имеется паломническая гостиница.

Игумения направляет музыкально одаренных насельниц в Черниговское Духовное училище, в монастыре профессиональные регенты.

© По материалам сети Internet

перед входом в монастырь весит небольшая табличка – предупреждение,

Метрах в 20 около входа на земле лежит колокол

Вход свободный, недавно отреставрированный, я еще помню когда здесь прямо на кирпичной кладке были нарисованы иконы святых, (с выбитыми и изуродованными ликами (выбитыми во времена репрессий), жаль что их не сохранили

На территории монастыря , в самом центре, находится церковная лавка, в продаже вся церковная атрибутика(свечи, иконы и т. д. )

дороговато если честно, но в самом магазине, не на продажу, а на обозрение выставлены и антикварные, вещи

В одной из церквей находится усыпальница

К сожалению она закрыта в будние дни

Бегло обследовав территорию монастыря отправился к кладбищу. У дальней стены есть ворота, проход к погосту. Погост небольшой, менее ста могилок, метрах в 50и от стены, при выходе из ворот меня встретила змея, точнее уж.

Неподалеку протекает река Удай, ужей и жаб полно, такая тихая заводь на фоне монастыря и погоста. Отдельной, обособленной группой покоятся монахини, жившие в монастыре


Кладбище отдает какай то простотой, и удивительно ярко чувствуется женское начало, ранние такого не встречал, ведь по сути это «женская половина погоста»

И какое-то единство с природой, как будто это и не погост вовсе, а продолжение природы, смерти энергия в чистом виде, без лишних примесей, сущностей и т. д.

Есть правда и несколько заброшенных могил, но они не портят общий фон погоста

Время бежит здесь как то медленнее. Каких-либо признаков деятельности магов на погосте не обнаружил, актов вандализма тоже, что само по себе не может не радовать.
Кладбище не пустое, я бы сказал что даже очень активное, но не агрессивное, по поводу «Хозяина погоста» по началу были трудности, по моему он в монастыре, такое тоже бывает

ШЫПА
20.04.13