Расположение:

Адрес: 199155, Санкт — Петербург, наб. Реки Смоленки, д. 29

Как добраться: от ст. м. «Василеостровская» на маршрутном такси № 249А. На автобусах № 152, № 41 или маршрутном такси № К175, № К309, № К359Б до остановки «Железноводская улица». Пешком от ст. м. Приморская по ул. Одоевского, пересекая пр. Кима, затем по пер. Декабристов.

План-схема кладбища:

Статус: Допускаются отдельные захоронения

Армянские купцы обосновались в Петербурге вскоре после основания города. Петровский указ 1711 г. предписывал «армян как возможно приласкать и облегчить, в чем пристойно, дабы тем подать охоту для большего их приезда». В 1714 г. вардапет Минас обратился с прошением, «чтобы позволено было построить церковь армянскую в Петербурге», но разрешения не последовало. А между тем армянская община постепенно увеличивалась и через десять лет насчитывала уже тридцать дворов. В ответ на повторную просьбу Синод 29 сентября 1725 г. распорядился «дом молитвенный иметь в Петербурге армянам дозволить». Однако церковь в то время так и не построили.

В 1740 г. глава армянской общины богатый купец Лука Ширванов опять просил о постройке церкви «армянского закона», на что вновь последовало разрешение. Смерть Анны Иоанновны остановила строительство «небольшой каменной церкви на дворе Ширванова, состоящем на Васильевском острове третьей линии под надзиранием архитектора Трезини».

Во второй половине XVIII в. главой армянской колонии в Петербурге становится коллежский советник Иван Лазаревич Лазарев (Ованес Лазарян). Семейство Лазаревых перебралось в Россию из Ирана в 1760-х гг. и обосновалось в Москве и Петербурге. Обладая огромным богатством, Лазаревы начали с основания шелковых мануфактур, а позже стали крупными владельцами горнозаводских предприятий. Иван Лазарев, к этому моменту придворный ювелир, а в прошлом активный участник армянского освободительного движения за свержение персидско-турецкого ига, идейно сплотил небольшую петербургскую общину. Именно он «с прочими армянами» подал в мае 1770 г. прошение о постройке отдельного армяно-григорианского храма. Екатерина II распорядилась «дозволить им построить в Петербурге, для отправления по их вере службы, церковь и под оную отвесть место». Участок был найден на Невском проспекте, против Гостиного двора, «где малая собственная конюшня, по улице поперечнику 31 сажень, в длину во двор 41 сажень».

Через год по проекту архитектора Ю. М. Фельтена в глубине участка началось возведение церкви святой Екатерины. 18 февраля 1780 г. армянский архиепископ Иосиф (Аргутинский) совершил ее освящение.

В 1791 г. протоиерей Стефан (Лорис-Меликов) подал прошение, в котором говорилось, что «коллежский советник Лазарев желает построить для помещения и призрения бедных каменное жилище, а для погребения умирающих армян каменную небольшую церковь».  Дата подачи прошения совпадает со смертью сына Лазарева — Артемия Ивановича. Вероятно, кладбищенская церковь была задумана как усыпальница двадцатитрехлетнего гвардейского офицера, адъютанта князя Г. А. Потемкина. Место для кладбища и церкви отвели на Васильевском острове, по соседству со Смоленским лютеранским кладбищем в том же году (до этого армян хоронили на общих иноверческих кладбищах, в том числе Смоленском, от которого теперь Смоленское армяно-григорианское кладбище отделено пер. Декабристов). Около 1797 г. церковь была освящена и получила название церкви Святого Воскресения – Сурб Арутюн (арм. Սանկտ Պետերբուրգի Սուրբ Հարություն հայկական եկեղեցի).  Иван Лазаревич умер в 1801 г., его похоронили в Воскресенской церкви рядом с сыном.

Немногочисленные армянские дворянские фамилии Петербурга и Москвы были тесно связаны между собой родственными узами. В близком родстве с Лазаревыми состояли князья Абамелик, Деляновы, Сумбатовы. Многие из них были похоронены в Воскресенской церкви-усыпальнице.

В XIX в. вокруг церкви образовалось небольшое армянское кладбище; поодаль возникли огороды, принадлежавшие членам общины. Незначительный размер петербургской армянской колонии и, следовательно, немногочисленные поначалу захоронения позволяли . достаточно свободно располагать могилы, ориентируя их строго с запада на восток. Проходы между ними получались широкими и ровными, поэтому не требовалось устройства специальных дорожек и аллей. Как и другие Смоленские, армянское кладбище сильно страдало от наводнений, после которых приходилось благоустраивать территорию и восстанавливать разрушенные памятники.

На кладбище погребены чиновники, купцы, военные, врачи, переводчики, учителя, а также представители низших сословий (чьи надгробия не сохранились в виду того, что чаще всего выполнялись из недолговечного материала). К 1894 г. на кладбище насчитывалось четыреста десять захоронений.

28 октября 1901года на кладбище была освящена двухэтажная богадельня (в честь И. Л. Лазарева и к столетию со дня его смерти).

Церковь Святого Воскресения функционировала до 1923года. Зимой её настоятель получил письмо следующего содержания: «На основании постановления Василеостровского Райисполкома от 3-го января 1923 г., в среду 17-го января к 12 часам дня к вам прибудут представители от Райисполкома для закрытия вашей церкви к каковому сроку вам надлежит быть на месте с описью имущества церкви».
как и на других кладбищах, ряд надгробий со Смоленского армяно-григорианского в середине 1930-х гг. перенесли в Музей городской скульптуры Александро-Невской лавры (в том числе и надгробие отца и сына Лазаревых, выполненное в 1802г. Скульптором мартосом). Остальные памятники внутри церкви погибли, когда помещение было отдано под скульптурную мастерскую. С 1939 г. захоронения на кладбище прекращены, в том же году большая часть кладбища была снесена, территория отдана под футбольное поле.

Весной 1988 г., как и многие другие, церковь была возвращена верующим, началось постепенное восстановление и благоустройство кладбища. 8 октября состоялось первое богослужение в отремонтированном и восстановленном храме.

Современное армяно-григорианское кладбище занимает небольшую площадь – около 0,5 Га и содержится в идеальном состоянии. Этот контраст особенно заметен по сравнению с расположенным через дорогу (пер. Декабристов) Смоленским лютеранским кладбищем. Среди невысоких саркофагов и плит выделяются три монументальных строения, подчеркивающие равнинность всей территории. Это двухметровый гранитный жертвенник на могиле И. М. Арамянца и две часовни в западной части кладбища, украшенные резьбой по граниту и чугунными решетками. Первая от входа часовня предположительно считается семейным склепом Лалаевых, фамильная принадлежность второй в настоящее время не определена. На кладбище есть семейные захоронения, например Гамазовых, Акимовых, Ходженайтовых. Некоторые памятники, относящиеся к началу XIX в., представляют несомненный исторический интерес. Это главным образом саркофаги и наклонные гранитные плиты с пространными резными надписями, выполненными большей частью на армянском языке.

Кладбище очень спокойное, с жесткой устоявшейся структурой, что вообще характерно для армяно-григорианских кладбищ. Часть надгробий перемещена, часть захоронений сделана поверх старых, из за этого кладбище (его структура) выглядит многоярусным.

Кысь (А. Н.)
16.04.2014г.

Для написания обзора истории кладбища использованы материалы сети Internet. Фото церкви и надгробия Лазаревых взято из сети Internet.