cum tu affectavisti imperium super vita et morte, meminito quod tu es homo tantum.

орден хранителей смерти

Кысь. Еврейское кладбище г. Кишинев

26, 29 сентября 2009 Информация о месте: Еврейское кладбище в Кишиневе существует около 200 лет, но, по всей вероятности, там есть и более ранние захоронения. В 1958 году старое еврейское кладбище Кишинёва было разделено на две части, одну из которых власти отвели под рыночную площадь. По одной из версий, кладбище было закрыто в 60-х г.г., однако, на нем встречаются и более поздние захоронения. Собственные наблюдение: Первое, что бросается в глаза, это то, что хоть и соблюдается ориентирование захоронений восток-запад, однако, памятники стоят как на восточном, так и на западном краю могилы, выбор, судя по всему, зависит от положения относительно дорожки. Еще одна особенность: на могилах в отличии от «обычных» погостов (православного образца) не встретишь пищи и подобных приношений: иногда попадаются цветы или свечи, но не столь часто. Здесь на могилу приносят камни: Для справки: Раби Калонимус, Бааль а-нес, похороненный на еврейском кладбище у подножия Масличной горы рядом с могилой пророка Захарии, чудом спас евреев Иерусалима от последствий кровавого навета («Кровавый навет» — серия обвинений евреев в убийствах христианских младенцев для употребления их крови в ритуальных целях – прим. Кысь). Арабы убили одного из своих детей и подбросили труп во двор синагоги. Дело было в шаббат, но раби Калонимус сознательно пошел на его нарушение. Он написал одно из Святых Имен Б-га на клочке пергамента и положил его на лоб убитого ребенка. Вокруг собралась грозная толпа арабов, готовых учинить погром. И тут произошло чудо. Мальчик встал и молча указал на своего настоящего убийцу. Евреи были спасены. Но раби Калонимус сам вынес себе приговор за нарушение шаббата. Он велел, чтобы после его смерти каждый, кто пройдет мимо его могилы, бросил в нее камень. Благодарные евреи по-своему выполнили указание мудреца и своего спасителя. Приходя на кладбище, они бережно клали камень в горку других камней, скопившихся на его могильной плите. Так возник обычай класть камни на еврейскую могилу, принятый всей диаспорой. (с) Нахум Пурер «Песах» Еще следует отметить пару интересных фактов: большинство погребенных на данном кладбище старше 60 лет, многим более 80-и. Захоронений молодежи и детей очень мало. Так же имеется некоторая особенность, касающаяся надписей на надгробиях (пишут, кстати, не смотря на то, что погост расположен на территории р. Молдова, на русском (надписи на иврите не учитываю)): очень распространены надписи «от [бабушки, дедушки, мамы, папы, тёти, ets…]», так же часто на надгробиях присутствуют перечни родственников, не погребенных на данном погосте (в основном погибших при погромах, в годы ВОВ): Часть погоста достаточно ухожена (в основном, те могилы, которые расположены рядом с аллеями-тропинками), однако в глубине кладбища надгробия пребывают в состоянии весьма плачевном (в том числе и те, на которых имеются таблички «Не трогать, посещаются родственниками» — тоже «местный колорит»). Старая часть кладбища с более традиционными надгробиями не может не вызывать восхищения (ощущения соответствующие, фото просто не в силах передать даже сотой части): В дневное время кладбище достаточно спокойное, даже, можно сказать, слишком тихое. «Интересное» начинается вместе с сумерками. Было отмечено появление дымки-тумана (без ощущения влажности и подобного, но и без запахов, характерных для дыма), за территорией кладбища туман отсутствовал. Неоднократно были видны довольно четкие силуэты, фигуры (освещенность – начало сумерек/пасмурно). Так же (впрочем эта особенность была отмечена еще в дневное посещение) на этом погосте затруднительно выйти в какое-либо определенное место, т.е., например, вернуться на могилу, мимо которой ты проходил 5 – 10 минут назад (если, конечно, это не центральная дорожка). Место «заводит» (особенно с появлением тумана) в старую часть (где из за переплетения вьющихся растений, кустарника и нагромождения надгробий передвижение сильно затруднено, а так же осложнена ориентация в пространстве). Каких-либо практик, за исключением стандартных взаимодействий, на данном кладбище не проводилось.

Кысь (А. Н.) 26.10.2009г.

Фото январь 2013г.