Глава IX книги «Церемониальная магия» («Книга чёрной магии и договоров», Лондон, 1898г).

В последнее время предпринимаются попытки отнести общение с духами мёртвых – и тем самым их облагородить –  к Белой Магии. Действительно, явление Современного Спиритизма следует отличать от описанных в старинных книгах опытов Некромантии. Схожесть целей может предполагать и родство методов, но на самом деле методы Спиритизма и Некромантии отличаются в корне. Сравнивать их – всё равно, что отождествлять Алхимию, достойную звания науки, с обычной торговлей только на том основании, что целью того и другого является приобретение богатства. Современный Спиритизм упомянут здесь только для того, чтобы подчеркнуть его обособленный характер, более подробное его рассмотрение означало бы выход за рамки данного исследования. Необходимо всё же добавить, что с помощью Церемониальной Магии честолюбивые оккультные авторы – с присущей им неразборчивостью – иногда стремились представить связь с душами умерших как нечто более возвышенное, чем простой Спиритизм. В действительности она таковой не является. Древние обряды Некромантии были варварскими и ужасными; они приобрели цивилизованный вид лишь благодаря усилиям Элифаса Леви и Пьера Кристиана, именно эти первоклассные фокусники свели Некромантию к простым процессам самогипноза, не представляющим якобы, ни малейшего научного интереса. Настоящая же тайна вызывания духов, по их мнению, сохранена только в святилищах оккультизма; ни Спиритизм, ни тем более Магические Ритуалы – судя по тому, что они из себя представляют, – не имеют к ней никакого отношения; тайна общения с духами умерших, по-видимому, не пользуется уважением у тех, кто ею обладает, потому что высокая душа человека не снизойдет до ответа на вызывание, а та, что отвечает, не достойна посвящения. Однако все эти утверждения относятся к разряду обычных заблуждений, причём вперемешку с ложью.
Некромантия, без каких-либо оговорок, – раздел Чёрной Магии, именно по этой причине она была исключена из теургической схемы Arbatel; даже в таких работах, как Ключи Соломона и Магические Элементы, содержащих смешанные обряды, нет описания подобных, вызывающих омерзение, процессов. Маг, очевидно, считал себя вправе заклинать и подчинять дьяволов, мучить всю иерархию Преисподней бесконечным перечислением Божественных Имён, но он не должен был тревожить мёртвых.

Там, где эти процессы присутствуют, как, например, в Четвёртой Книге Корнелиуса Агриппы, они ограничены вызыванием душ, которые – есть основания предполагать, были прокляты, и среди этих процессов встречаются просто отвратительные. Считалось, что с собой распутник уносит в мир иной те желания, которые развратили его в этом мире, и что покинутое тело постоянно притягивает его дух. Таким образом, использование крови становится обязательным, потому что кровь олицетворяла собой физическую жизнь; обрядом также предписывалось использование частей тела, будь то плоть или кости. Нет нужды говорить, что вызывания, требующие использования таких «материалов», относятся именно к Чёрной Магии, но каждый раз искушённые знатоки оккультизма почему-то упускали это из виду.

«Необходимо также понимать, – говорит псевдо-Агриппа, – что тот, кто собирается воскресить душу какого-нибудь мертвеца, должен делать это в знакомых умершему местах, куда душу что-то влечет и где она может соединиться с телом… Поэтому для этой цели более всего подходит кладбище, а ещё лучше такое место, где был привёден в исполнение приговор». Ясное указание на виселицу. Поле битвы или другое место массового кровопролития тоже подходит для этого опыта, но предпочтительнее всего – место убийства и желательно, чтобы труп ещё не был убран. Этим высказыванием о Некромантическом Вызывании Четвёртая Книга и ограничивается, сам же ритуал не приводится; его следует искать у астролога Сиблея (Ebenezer Sibley) и в приложениях к Великому Гримуару и Красному Дракону. Сиблей не говорит, из каких источников он позаимствовал описание ритуала, но очевидно, что это не были печатные книги. Одной из них, вероятно, является МС Sloane 3884 из библиотеки Британского музея. В любом случае, этот процесс не является выдумкой какого-то одного автора; он развивает принципы, установленные псевдо-Агриппой, и весьма согласуется с мрачным духом Чёрной Магии. Приводим его дословно:

Но если нужно вызвать не знакомых духов или духов Преисподней, а призрак мертвеца, то Маг, взяв с собой помощника, должен точно в полночь прибыть – поскольку церемония может быть совершена только между двенадцатью и одним часом ночи – на то кладбище и к тому склепу, где захоронено тело выбранного покойника. Прежде всего следует открыть или приоткрыть могилу так, чтобы иметь непосредственный доступ к телу. Маг, пока его компаньон или помощник держит освящённый факел, должен очертить круг и, держа в правой руке магический прут, повернуться поочередно ко всем четырём ветрам, затем, трижды коснувшись прутом мёртвого тела, повторить следующие слова: Силой Святого Воскрешения, и муками проклятых я заклинаю и вызываю тебя, Дух умершего N., ответить на мои, твоего господина, вопросы и подчиниться при помощи этих священных церемоний, под страхом вечных мук и страданий… BERALD, BEROALD, BALBIN, GAB, GABOR, AGABA. Восстань, восстань, я повелеваю и приказываю тебе.
После этих действий призрак станет видимым и ответит на любые вопросы заклинателя. Но если предполагается задавать вопросы духу человека, который повесился, утонул или лишил себя жизни каким-то иным способом, то ритуал надо совершить в том месте, где тело было найдено после самоубийства, но прежде, чем к нему мог кто-то прикоснуться. В этом случае церемония следующая. Заклинатель привязывает к концу магического прута пучок травы семейства Scrophularia (st. John Wort) или Millies perforatum и голову совы; в полночь, подойдя к месту, где лежит труп, Маг рисует круг и торжественно произносит: Тайнами глубин, огнём Проклятья, властью Востока и тишиной ночи, Святыми Обрядами Гекаты, я заклинаю и вызываю тебя, твой неспокойный дух, явиться сюда и открыть мне причину твоего несчастья, рассказать, почему ты свершил насилие над своей жизнью, данной Господом, и где ты обитаешь теперь, и куда отправишься после.

Затем нанесите трупу девять легких ударов прутом и добавьте: Я заклинаю тебя, Дух этого умершего N., ответить на мои вопросы, которые я задам тебе, если ты всё ещё надеешься облегчить свои страдания и обрести вечный покой в раю; Кровью Иисуса, которую Он отдал ради твоей души, заклинаю и повелеваю тебе сказать мне то, о чем я спрошу тебя.

Сняв труп с виселицы, следует положить его на землю так, чтобы голова была направлена на восток; после произнесения приведённого ниже заклинания в правую руку надо взять блюдо с огнём, в который добавлено немного вина с мастикой и смолой гумми, и [содержимым] пузырька самого лучшего масла. Надо иметь также ручные мехи и немного древесного угля, чтобы, когда тело встанет, огонь горел ярко. Вот это Заклинание:

Заклинаю тебя, твой Дух N., чтобы ты немедленно вернулся в своё прежнее тело и ответил на мои вопросы; властью Святого Воскрешения и телом Спасителя мира, я повелеваю тебе, заклинаю тебя, приказываю тебе, под страхом мук и скитаний трижды по семь лет, которые я, силой священных магических обрядов, имею власть причинить тебе; твоими вздохами и стонами, заклинаю тебя ответить. Да помогут тебе Бог и молитвы Святой Церкви. Аминь.

Пока горит огонь с мастикой и ароматическим гумми, эта церемония повторяется трижды; тело начнёт подниматься и, наконец, встанет вертикально перед заклинателем, отвечая слабым и глухим голосом на вопросы: почему он убил себя, где его пристанище, чем он питается и как живет, когда обретёт покой и чем ему можно помочь в этом; заодно спросите его о том, где спрятаны сокровища этого мира. Кроме того, дух может верно рассказать о местах обитания призраков и способах общения с ними, и, насколько это в его компетенции, о природе Звёздных Духов и адских существ. Когда призрак полностью ответил на все вопросы, Маг, из сочувствия и почтения к умершему, должен сделать то, что, возможно, будет способствовать обретению покоя этим духом: он должен вырыть могилу и, заполнив её наполовину негашёной известью, с небольшим количеством соли и обычной серы, должен поместить туда обнажённое тело. Когда тело почти превратится в прах, волнение Звездного Духа сразу же успокоится. Но Маг должен очень внимательно следить за тем, чтобы держаться в пределах круга каждый раз, когда – чтобы ответить на его вопросы – возникают призраки или восстают мертвецы, если положение звезд совпадает с таковым в момент его рождения, он как бы попадает в категорию тех, кто использует Чёрную Магию для неправедных целей, необходимо предварительно очертить круг или повесить на грудь напротив сердца (или держать в руке) Магическую фигуру Соломона, в противном случае вызывание любого из духов становится очень опасным. Прямо в процессе обращения к ними, призраки мертвецов легко могут вызвать внезапную смерть мага, рождённого под таким сочетанием планет.

Следует признать, что этот процесс мрачен и действует угнетающе, приверженец оккультизма вряд ли позавидует магу в момент, когда труп начинает делать первые движения. Тем не менее, обряд неспешный и даже спокойный в сравнении с чудовищным ритуалом из Великого Гримуара, который мы процитируем, полагаясь на Леви, поскольку ни одно из доступных изданий этой работы: ни Красный Дракон, ни какое-либо другое знакомое мне произведение, не содержит его описания. Не исключено, что сам Леви и придумал этот обряд, чтобы подтвердить свою правоту:

«Есть также некромантические процессы, в которых могилу нужно раскопать руками (чуть ли не ногтями), вынуть несколько костей и сложить их у себя на груди в виде креста, а затем, во время Мессы в полночь Сочельника, в момент освящения, выбежать из церкви с криком: «Пусть мёртвые восстанут из своих могил!» Вернувшись на кладбище, нужно взять горсть земли со дна могилы и насыпать её в виде дорожки до двери церкви (где все встревожены происшедшим), войти туда с крестом из костей и вновь возопить: «Пусть мёртвые восстанут из своих могил!» И если вас не схватят и не посадят в сумасшедший дом, медленно удалитесь, отсчитайте четыре тысячи пятьсот шагов по прямой линии, не-взирая на то, пройдет ли она по удобной дороге или же на вашем пути встанет стена; преодолев это расстояние, лягте на землю, скрестив, как у покойника в гробу, руки, и печально повторите: «Пусть мёртвые восстанут из своих могил!», затем трижды назовите имя человека, чьего появления вы ждёте».

Цели некромантических вызываний в Гримуарах во многом те же, что и цели других обрядов. Если маги, будь то в старину или в наши дни, и решались потревожить дух Аполлона, то только для того, чтобы решить свои финансовые проблемы. Таким образом, процесс Некромантии будет достойным заключением данного исследования, поскольку он предназначен призывать и изгонять человеческий дух, который, как предполагается, стоит на страже тайных сокровищ. Приведённый ниже процесс взят из Verus Jesuitanim Libellus и он является ne plus ultra (непревзойденным) образцом Церемониальной Магии, характеризующим её со всех сторон. Конечная цель всего – деньги, говорит маг, и если бы его попросили определить Оккультную Науку, он ответил бы, что это метод завладения деньгами духов. Всё содержание текстов в целом отвечает этому определению.

Заклинание духа — хранителя сокровищ

Я вызываю тебя и приказываю тебе, Дух Человеческий, кто с давних пор и до сего дня неустанно охраняет то место, где зарыл свои сокровища, чтобы днем или ночью…, в час…, ты показался бы в виде огня в том месте: Заклинаю тебя Богом Отцом, Сыном, Святым Духом и святейшей Матерью Бога (и, святыми ранами нашего Спасителя, всеми чудесами, свершенными через Его Божественные страдания и слёзы, Его телесной смертью, Его нисхождением в Ад и Его победным Воскресением, Его великолепным, восхождением в Рай, тем, что он сидит по правую руку от Бога Отца, давая указания ангелам по всей земле. Заклинаю тебя ужасным. Судным Днем, властью и величием, святого Иоанна Богослова, всеми мучениками, апостолами и пророками. Явись предо мной. Я прошу и заклинаю тебя ужасными, невыразимыми и Божественными Именами, написанными на этом листе, в знак уважения и признания их власти, появиться без молнии, грома, шума устрашающих бурь, не вызывая страха или переживаний, не причиняя вреда телу или душе, и не доставляя никаких иных неприятностей. Но ты должен выполнить мою волю, всё, что я прикажу тебе, единственным прекрасным и святым Именем, которое чтут и обожают даже враждебные адские силы преисподней, никогда не сомневаясь во всемогуществе Того, Чьими созданиями все мы являемся. Пусть всё будет исполнено силой Бога Отца, при помощи Его благословенного Сына и с согласия Святого Духа, и даже усилиями всей Троицы в единстве, живущей и царствующей вечно. Аминь. Я неустанно вызываю, молю, заклинаю тебя, предписываю тебе и требую от тебя, Человеческий Дух, Святейшей и Неделимой Троицей, вечной жизнью после смерти, властью и победой Ада, предъявителем Семи Мечей, Святейшей и Секретнейшей Печатью, священной любовью к Иисусу, всеми Помощниками и Архангелами Бога, Ophanim Aralim, Hasmalim, Cherubim, Seraphim, и Malachim, и ужасными муками демонов. Я заклинаю тебя также добрыми ангелами Maluzim, Penpalabim, и Calizantin, всеми полномочиями Рая, земли и муками Ада; Я заклинаю тебя всеми тайнами, Распятием на кресте, мучительным бичеванием, терновым венком, горечью Божественной смерти, Святейшим и Невыразимым Именем Иисуса , святым для всех Христиан, а также ужасом и муками тек, кто отказался от спасения, предложенного вечно живущим Богом. Заклинаю тебя немедленно предстать предо мной в надлежащем человеческом, виде и ответить, где было сокрыто твоё сокровище. Появись перед этим, кругом, и отвечай мне правдиво, искренне, открыто. Так я приказываю тебе, Именем, и властью Триединого Бога, Сына и Святого Духа. Аминь.

Заклинание, склоняющее к повиновению

Я заклинаю тебя и приказываю тебе, Человеческий Дух, явиться передо мной в виде огня. Невыразимым Именем JEHOVAH, невыразимым и непостижимым Указом и могуществом Того, Кто всё создал и Кому всё повинуется, я заклинаю и прошу тебя открыто появиться перед этим кругом… Добротой Бога, создавшего человека по своему подобию, и его безграничной справедливостью, благодаря которой он изгнал демонов и сковал их цепями в Преисподней; Его бесконечным милосердием, когда Он послал Своего Сына спасти нас; всеми Божественными Именами и Достоинствами; величием нашего Спасителя Иисуса Христа, разрушившего замыслы дьявола, благословившего потомков женщины и наделившего их силой, сокрушившей голову змеи, повинуйся мне и отвечай искренне. Невыразимым Именем TETRAGRAMMATON, написанном на этом, пруте, поведай мне всю правду. Властью нашего Спасителя, Кто рассудит нас обоих, быстро и окончательно, Заклинаю тебя. Приди.

Если дух не повинуется

Заклинаю тебя, Человеческий Дух, Невыразимым Именем Бога, начертанным на этом листе, но которое нельзя произнести; моей кровью, искупленной Господом Пророков, Иисусом Христом; Его Святейшей Матерью; свидетельством Его смирения; великой книгой слов Божьих; ангелами, архангелами и всем небесным, воинством. Будь послушен мне, Христианину, крещенному в святых водах Иордана. Отвечай мне правдиво, без загадок или недомолвок. Покажи ту власть, которой ты наделен. Я приказываю тебе святейшим Именем Бога, Кто наказал тебе часто наведываться туда, где захоронено твоё сокровище. Аминь. Аминь. Аминь.

Призыв
COLPRIZIANA, OFFINA, ALTA, NESTERA, FUARO, MENUET.

Требование
ALIM, JEHOH, JEHOVAH, AGLA, ON, TETRAGRAMMATON.

Когда дух появится, скажите:
ADON, SCHADAI, ELIGON, AMANAI, ELION, PNEUMATON, ELII, ALNOAL, MESSIAS, JA, HEYNAAN, TETRAGRAMMATON.

Добавьте следующее заклинание:
ADONAI, ZEBOTH. ADON, SCHADAI. ELION, TETRAGRAMMATON, ELOI, ELOHIM, MESSIAS, JA, HAGIOS, Ho THEOS. Аминь.

Мысленно скажите:
ALLEY, FORTISSIAN, FORTISSIO, ALLINSON, ROA.

Разрешение духу удалиться:
OMGROMA, EPYN, SEYOK, SATANY, DEGONY, EPARYGON, GALLIGANON, ZOGOGEN, FERSTIGON.

Согласно Пико Де Мирандоле, самые варварские и непонятные слова в Чёрной Магии считаются и наиболее могущественными, и подтверждение этому можно найти везде — любому искусству свойственно невежественное восхищение непонятными образами. Что же касается слов из Verus Jesuitarum Libellus, процитированных здесь, то в большинстве своём они, по-видимому, являются случайным набором букв, а это, без сомнения, как раз то, что нужно – читателю уже стало ясно, что если бы не дополнительные ограничения и заклинания, дух несчастного мертвеца отказался бы появляться.